Жизненный путь Таисии Важениной – один из самых весомых среди ее земляков: в мае нынешнего года жительница Иевлево отметила девяносто восемь лет. Ее судьба вместила в себя все, с чем пришлось столкнуться жителям нашей страны в течение ХХ века: коллективизацию, голод, холод и лишения военной поры, работу до седьмого пота в послевоенное время и относительное спокойствие шестидесятых-семидесятых годов…

Трудовая биография Таисии Ивановны началась с четырнадцати лет, когда она устроилась дояркой на Плехановскую молочно-товарную ферму. Бойкой девчушке приходилось порой работать сразу за нескольких человек, таская на себе неподъемные фляги. Позже ее перевели в Караульнояр, где обучили счетному делу, а вскоре после этого назначили заведующей Чегановского отделения. Здесь двадцатилетнюю Таю и застала весть о начале войны.

«День и ночь мы работали, не разгибаясь, – вспоминает Таисия Ивановна. – Тогда ведь только один лозунг был – «Все для фронта, все для победы!». Поэтому каждый день из нашего колхоза бойцам в армию отправляли молоко, хлеб и мясо. Как сами-то пережили те страшные годы, как голодали, теперь и представить невозможно!».

В послевоенном 1946-м Таисия познакомилась с будущим мужем – Егором Ивановичем, – получившим ранение на Ленинградском фронте. Вскоре дети двух Иванов создали свою семью: у них появился первенец Володя, а вслед за ним и дочка Люба. Жили в одном доме с родителями. Глава семьи работал трактористом в машинно-тракторной станции, поднимал залежные земли, его супруга по-прежнему трудилась в колхозе.

Подрастали дети, и в отчем доме большой семье стало уже тесновато. Тогда Важенины решили перебраться в Иевлево – на новом месте поставили своими силами дом, здесь же родился третий ребенок – младшая дочь Надежда. После этого Таисия Ивановна перешла на работу нянечкой в иевлевские ясли. Годы, прошедшие в заботах и хлопотах по работе и домашним делам, пролетели незаметно. «Все время трудилась, – вспоминает наша собеседница. – В деревне ведь иначе никак – тут и скотина, и огород, и колхозные дела. И везде надо было успевать».

Главное, что отмечаешь, пообщавшись с собеседницей столь почтенного возраста, – несмотря на все невзгоды, выпавшие на ее долю, Таисия Ивановна по-прежнему остается светлым человеком, сохранившим живой интерес к людям, острую память и блеск в глазах.