Беседу с депутатом Думы района Игорем Максимовым мы планировали представить в виде нашей традиционной рубрики «Правила жизни». Повествование там ведется от первого лица. Но разговор получился таким, что без сформулированных и опубликованных вопросов, не всем могут быть понятны ответы. Поэтому мы отходим от привычной формы и предлагаем вашему вниманию просто интервью с Игорем Максимовым – депутатом, общественным деятелем и преподавателем шахмат. 

В 2007 году тебя пригласили на работу в администрацию района. Что ты извлек из своей короткой карьеры чиновника? 

Работая недолгое время в администрации района, мне хотелось понять, что за люди там принимают решения, какие у них мотивы и трудности. Все, что я тогда узнал, теперь мне помогает в нынешней депутатской деятельности. Понимаешь в чьей компетенции те или иные вопросы, как их нужно ставить, чтобы получить ответ и добиться решения. Это касается юридических и психологических моментов. Нередко и сейчас случаются ситуации, когда пишешь обращение, получаешь официальный отказ, идешь решать этот вопрос неформально и находишь выход. Поэтому порой жалко людей, которые пытаются самостоятельно решить свою проблему и сталкиваются с бюрократическим механизмом, не имея представления о том, как этот механизм поломать. Чиновнику ведь проще что-то пообещать на словах: человек обнадежился, развернулся и ушел. А копать проблему никто и не попытался. Когда ко мне обращаются люди с той или иной проблемой, выясняешь наличие документов, официальных обращений – очень часто их нет. 

В своей должности заместителя главы района тебе пришлось соприкоснуться  с самой животрепещущей проблемой - ЖКХ. Там действительно все так плохо? 

Наши жители до конца даже не представляют, какой груз проблем сегодня приходится решать в этой отрасли. Когда я попытался вникнуть в тему, картина предстала удручающая. И дело даже не в руководителях предприятия, меняющихся со стремительной регулярностью. Дело в единой политике. Сейчас «Стройсервис» вернули под крыло муниципалитета, и в этом виде организации нужно пожить хотя бы года три - четыре. Люди хоть увидят, что вывески не меняются. Что, если платят за ремонт своего подъезда, то эти деньги не растворятся при очередном банкротстве. Ведь сегодня при одном упоминании комхоза, каждый скажет, что там все плохо, никто не работает и все виноваты, включая руководителя, который занимает должность не более месяца. Исчезло доверие. А виноваты как раз те лица, что уже ушли со сцены. Расхлебывать приходится другим, и нет смысла кидать в них камни. Ежемесячные убытки ЖКХ составляют около 1,5 миллионов рублей, а деньги для заработной платы коллективу и организации деятельности предприятия надо где-то изыскивать. В этом проблема.

Был период, когда тебя считали оппозиционером районной власти. Насколько та деятельность была действительно оппозиционной? 

В районе действительно существовала определенная оппозиция муниципальному руководству. И это абсолютно нормальный процесс. Но если считать целью оппозиции приход к власти, то, наверное, наш случай несколько другой. Район дотационный, не самостоятельный. Бюджет почти на 90 процентов – это деньги региона и само финансово-казначейское управление напрямую контролируется областью. Да и глава района, при внешней юридически оформленной избираемости, назначается сверху. И таких моментов очень много. Плюс тот пучок проблем, который есть в нашем районе - их просто-напросто невозможно решить в одиночку. Поэтому роль оппозиции в районе не сводится к смене власти. Ее задача – указывать на болевые точки, не быть просто раздражителем, а пытаться реально эти моменты устранять. И часто – вместе с властью. Указывать сейчас, кстати, стали многие. А ведь какое-то время назад, скажем мягко, побаивались. Как раз в это время и зародилась оппозиция. И эта пугливость, считаю, была преодолена не без ее участия. Например, какие-то публикации в районной газете были невозможны. Мало того, мою статью про работу в администрации района не хотели печатать даже редакторы екатеринбургского сайта ura.ru, который мы в  то время по простоте душевной считали главным оппозиционным сайтом федерального округа. Там сказали прямо: лучше ее не печатать вообще. Но, однако, в Ярково нашелся человек достаточно смелый, который ее опубликовал. После чего многие мои знакомые на полном серьезе спрашивали: а тебе не звонили? (смеется). Наверное, эта боязнь объясняется предрассудками. Благодаря этому, кстати, и было возможным то правление, которое у нас действовало предыдущие годы. 

И какие особенности у этого правления?  

У нас почему-то стала возможной ситуация, когда человек, формально не подчиняясь представителям исполнительной власти, вдруг оказывался под их плотным давлением. Даже в роли депутата он не мог высказывать свои взгляды. И такими невидимыми паутинками было многое связано. Все делали вид, что все хорошо и аплодисментами встречали доклады об успехах района. На мой взгляд, за десять лет территорию так и не удалось вывести из экономической депрессии 90-х. При этом годы были относительно благополучными для страны и области. Но в районе мы этого как-то не заметили. В отличие, скажем, от других районов юга региона. И одна из причин – как раз то, что люди, в том числе депутаты и руководители, открыто не обсуждали копившиеся проблемы, соответственно механизмы решения этих вопросов не вырабатывались. Нарисованная счастливая картинка напоминала коммунистические времена. 

Три года назад ты избрался депутатом Думы Ярковского сельского поселения, затем тебя избрали в Думу района. В чем особенности депутатства по-ярковски? 

Район у нас небольшой. И если посмотреть по населению, то процентов 25 – это пенсионеры. У нас нет крупных производств, нет промышленников, корпоративных интересов, которые необходимо защищать и лоббировать. Для того чтобы избираться в сельскую или районную думу, остается единственная мотивация – доверие жителей и желание что-то для них сделать. У депутата должны быть хорошие отношения с людьми, энергия и упрямство. По большому счету, сельские думы не вырабатывают законодательные акты. В первую очередь, они рассматривают то, что предлагается и приводят в соответствие изменения и поправки в законодательстве. Получается, что формально работа только в этом и заключается. Тем не менее, проработав уже три года, сейчас начинаю понимать ту пользу, которую можно принести на этом поприще. Прежде всего, это представление интересов населения в органах власти. Где-то конкретного человека, где-то улицы, где-то поселка. Во-вторых, надо отслеживать исполнение принимаемых бюджетов, правильность выполнения тех или иных решений. Это уже происходит по личной инициативе самих депутатов, и здесь приходится глубже вникать в ситуацию. Для этого необходимо время. Кстати, то, что эта работа не оплачивается, в ряде случаев является причиной ее некачественного выполнения. Потому что, как известно, любой труд должен оплачиваться. С другой стороны, депутатство не является целью для тех, кто хочет просто заработать. Это плюс. А вообще рычагов воздействия на власть у депутата не так много. Конечно, это личные убеждения, выступления на думе, где-то может быть дискуссии. Как правило, большинство вопросов носят формальный характер, но есть темы, которые нуждаются в обсуждении. Как, например, вопрос использования муниципального имущества и передача  соответствующих полномочий. Все-таки это наше с вами имущество и это необходимо понимать. Другой инструмент – это депутатский запрос. За все время работы я написал 28 запросов и практически все они не остались без ответа. Большинство запросов привели к положительному результату. 

Как ты относишься к существующему механизму избрания главы администрации района?

Наверное, наше общество еще не готово к прямым выборам главы муниципалитета. Даже если допустить такую ситуацию, не думаю, что в районе появится целая россыпь достойных кандидатов. Очереди не будет точно. Нынешняя форма, когда главу избирает районная дума по представлению партий, общественных организаций или самовыдвижению, не такая уж и плохая. Но дальше эта самая дума должна пользоваться механизмами оценки деятельности избранного руководителя. Для этого состав думы должен быть достаточно компетентен в самых разных муниципальных вопросах и объективно, без криков и эмоций, оценивать работу администрации. Не принимать на «ура» то, что читается с трибуны, но и не критиковать огульно и все подряд, не имея при этом соответствующей компетенции и понимания предмета. Это сложно, но это и есть тот самый путь к эффективному взаимодействию и созданию условий, когда и щука в воде, и карась не дремлет. К сожалению, сегодня кадровый голод не только на предприятиях и в администрациях, но и в депутатском корпусе. Наблюдается отсутствие достаточного количества компетентных людей. Все механизмы воздействия на власть прописаны в нашем законодательстве. И они не сводятся только к отправке жалоб президенту или губернатору. Многое можно решить на местах, понимая эти механизмы и умело их используя. 

Переключимся на шахматы. С начала 2000-х некогда популярная в районе игра начала сдавать позиции. Никто не занимался с детьми, все вспоминали Рудольфа Георгиевича и в районе не находились люди, готовые возродить былую славу «Дебюта». Сегодня картина несколько иная. И к шахматам другое отношение, в том числе у власти. Как все менялось?   

Надо начать с того, что родоначальник ярковских шахмат, Рудольф Георгиевич Фольц, является заслуженным учителем России. То есть  на образовательном поле деятельности он доказал свой профессионализм. Я помню, как он преподавал у нас географию и эти уроки отличались от всего, что тогда преподавалось в школе. Не всем, может быть, изначально был интересен сам предмет, но учителя слушали все. Он умел увлечь. Он общался с детьми. Его форма общения была «заточена» на пробуждение детского интереса. На уроках мы обсуждали футбол, олимпиады, страны и города. Это было необычно, легко, с юмором, историями. Он создавал крайне позитивную атмосферу. А ведь это на фоне сложнейших политических потрясений конца восьмидесятых – начала девяностых. Благодаря своему таланту учителя, он сумел создать популярный шахматный клуб и воспитать несколько поколений шахматистов. Рудольф Георгиевич объединил  детей и взрослых. Наверное, в этом преимущество шахмат как спорта. Здесь не важен твой возраст. Первоклассник может играть с пенсионером. И первые шахматисты, единомышленники – это люди его возраста, некоторые - ветераны, прошедшие войну. Именно они создавали атмосферу старого «Дебюта». Там не было угрюмых лиц: они с удовольствием общались с детьми, шутили, что-то вспоминали, и на это у них всегда было время. 

 

В том, что все получится, у нас не было уверенности. Задача была простая: создать элементарные условия, чтобы два раза в неделю дети могли приходить в шахматный клуб. Чтобы там всегда были открыты двери. На большее мы и не рассчитывали. Было понимание, что дело, когда-то начатое Фольцом, не должно заглохнуть. И в большей степени это была инициатива Сергея Иванова. Он в своей привычной манере не стал слушать аргументы, а начал делать. И первый год мы так и работали. Дети приходили, играли друг с другом, с нами. Большую роль в становлении сыграл Владимир Горянский, который параллельно собирал взрослых шахматистов. Потом мы стали объединяться, проводить общие турниры, координировать свои действия. Подвижки произошли после общения с чемпионом мира, депутатом Государственной Думы Анатолием Карповым.  Стали подключаться новые люди. Включилась администрация. За шахматы с большим энтузиазмом взялся Владимир Прядко. Надеюсь, ему его хватит надолго. Сейчас в клубе занимаются дети и четырехлетнего возраста. Возрождение шахмат произошло не благодаря, а вопреки. Многие вещи так случаются: не собираешься ими заниматься, а приходится, и затем ты уже не представляешь себя без этого. Когда я еще работал в районной администрации, одной из вынесенных мной на обсуждение проблем, стало фактическое закрытие шахматного клуба и нежелание властей заниматься этим вопросом. Как я уже говорил, не принято было обсуждать проблемы, тем более в резком тоне. У некоторых не получилось отбросить личное и объективно взглянуть на ситуацию. Шесть лет назад, весьма плачевную. Сегодня мы чемпионы области и сейчас уже понимаешь, что отката назад больше не будет.