Журналисты "Ярковских известий" побывали в одном из самых молодых населенных пунктов Ярковского района – поселке Абаевский. И при этом – едва ли не самом проблемном месте на территории муниципалитета. 

Абаевский и Усть-Тавда – сродни братьям-близнецам. Оба появились на карте района практически одновременно, в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Именно в те годы, напомним, началось строительство железной дороги, протянувшейся сначала из Тюмени в Тобольск, а затем и дальше на север. Путейцев, обслуживающих ярковский отрезок «железки», и их семьи решено было поселить рядом с дорогой. Сборные щитовые дома бамовского проекта, будучи новыми, слыли по тем временам относительно комфортным жильем.

Не забывала советская власть и о социальных запросах работников: к услугам железнодорожников в Абаевском были детский сад, начальная школа, клуб, ФАП и магазин ОРСа с разнообразными дефицитами.

Лидия КИРЕЕВА: 

«Поселок в советское время напоминал государство в государстве. Объекты соцкультбыта, магазин – свои, уехать в любом направлении можно было, сев на останавливавшиеся здесь часто поезда. Мы и в Ярково-то практически не бывали, знать не знали, как выглядит районный центр».


 Все изменилось в середине нулевых, когда функции Министерства путей сообщения целиком перешли к ОАО «Российские железные дороги». Следуя политике оптимизации производственных затрат, избавления от непрофильных активов, Общество передало на баланс муниципалитетов все социальные объекты, расположенные в Абаевском и сотнях других, подобных ему, поселков. Сокращение численности работающих на «железке» привело к тому, что часть трудоспособного населения «Абаихи», как прозвали поселок в народе, получила возможность выбора, где им зарабатывать на жизнь: в Тюмени, Тобольске или в северных городах. Другие, успевшие подружиться с «зеленым змием», вообще не стали заморачиваться вопросами дальнейшего бытия. Пару-тройку таких субъектов, передвигавшихся между пятью поселковыми домами по схеме «шаг вперед и два назад», мы наблюдали и в день своего приезда.

 

На человека постороннего или не бывавшего здесь «тыщу лет» нынешний Абаевский производит довольно странное впечатление. То и дело проносящиеся мимо поселка в далекие дали разноцветные поезда с логотипом РЖД, а рядом – облупившаяся краска на бамовских «фанерно-щелевых» домах с тарелками спутникового ТВ.

Козы, скачущие по наваленному на окраине поселка пиломатериалу.

Бывшая начальная школа, приспособленная под общежитие…

 Пройдя чуть дальше, разглядываем еще одну местную «достопримечательность» – здание бывшего детского сада.

Кому-то понадобились доски и старый рубероид.

Золотое дно для любителей цветмета.

Здесь же "металлисты" разбирают изоляторы.

А плафон остался нетронутым.

О бывшем детском саде напоминает чудом сохранившаяся книжка.

Рядом с детсадом – поселковая станция обезжелезивания воды. Объект, как говорят местные, также не работает много лет.

 На общем фоне детсад и станция – два мертвых «монстра» – выглядят, словно пришельцы из чернобыльской зоны отчуждения. Местных жителей, которых на начало нынешнего года насчитывалось 134 человека, такими сравнениями, впрочем, не напугаешь.

Емкости впечатляют своим объемом.

Пугает незавареный люк.

А внутри нас ждут... змеи.

Лестница, несмотря на свои годы, выглядит вполне надежно.

Местных волнуют куда более насущные проблемы. «Есть у нас заветная мечта – чтобы в поселке появились, наконец, нормальная сотовая связь и интернет, – поделилась с нами своими мыслями Людмила Баглаева. – Пока же из операторов здесь работает лишь «Ростелеком», да и то с перебоями».

 Подойдя к компании мужчин в железнодорожных жилетах, собравшихся возле здания станции, слышим уже другое.

"Вы только посмотрите, во что превратился въезд в поселок, – обращаются к нам двое из них. – Ямы и лужи чуть не по колено – так нам дорогу грузовики Ярковского ДРСУ разбили. Они ведь сюда, на станцию, ездят за щебнем и другими грузами. Было здесь в начале лета дээрсэушное начальство, вроде обещали поднять полотно и замостить плитами, но когда они это сделают?"

"Еще один вопрос по котельной, - продолжают мужики. -  Рядом, чуть ли не в двух шагах, магистральный газопровод идет в Европу, а мы, как топили сорок лет назад углем, так и продолжаем топить".

 

"Нужен ремонт и в подъездах наших домов – дождемся ли?"

Ругать власть – давняя российская традиция. При этом из всех наших собеседников только Людмила Баглаева и Лидия Киреева, нашедшие свое место, соответственно, в работе на железной дороге и предпринимательстве, вспомнили о том, что в 2013 году в поселке были полностью заменены
изношенные теплотрасса и водопровод.

Есть в Абаевском детский городок, но ребятишки мечтают еще и об игрушечном самолете.

Оригинально подошли местные жители к установке волейбольной площадки, прикрепив сетку к линии электропередач.

Семья Шибаевых - одна из самых многодетных.

Вода, хоть и техническая, но есть. С электроэнергией проблем пока нет.

Местный культработник Татьяна Шибаева недовольна культурой местного населения: после мероприятий территория вокруг клуба усыпана мусором.

Привычная картина на всех ж/д станциях: гаражи и стайки построены из старых шпал - дешево, но на века.

Фатима Володина путь работника ж/д станции прошла с самого начала.

Почти все жители надеются только на себя - ведут подсобное хозяйство.

Нина Георгиевна Тощук работала на станции с самого ее основания. В основном - путейцем.

На современной станции почти все оборудование электронное.

Не по каждому поселку проходят поезда.